Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Вчера в Москве закрылся Музей Анны Голубкиной



Анна Голубкина -- одна из немногих женщин-гениев в русском искусстве. У нас и просто женщин, занимавшихся изобразительным искусством, было немного, даже талантливых; что уже гениях говорить.
Ей довелось быть ученицей Родена, но она и без него бы нашла свой путь -- по ее работам видно, они такие энергичные, будто живые.

Музей Анны Голубкиной в Москве находится в маленьком особнячке в переулке Б. Левшинский, на Садовом кольце около м. Парк Культуры.
Биография этого музея была не радужной изначально.



Голубкина скончалась в 1927 году.

Ее родственники передали государству, согласно ее завещанию, более полутора сотен работ. В московской мастерской, где она жила и работала, открылся музей Голубкиной.

Но в 1952 году грянула беда. Внезапно в рамках борьбы то ли с формализмом, то ли еще с чем-то оказалось, что Голубкина «искажала» образ человека, в том числе «советского». Музей-мастерскую закрыли, а его коллекцию распределили по фондам музеев нескольких городов, в том числе Русского музея и Третьяковки.

Открытое хранение работ Голубкиной в Михайловском замке (филиал Русского музея), Петербург


Только в 1972 году репутация Голубкиной была очищена от всяких "космополитических" обвинений.

Музей решили восстановить. После двадцати лет ссылки в других местах, множество ее работ нашли дорогу домой.


К счастью, через некоторое время мастерская стала филиалом Третьяковской галереи, многие работы в родные стены вернуть было просто. Но остальные произведения навсегда застряли в других городах.

Сохранились вещи Голубкиной, ее мебель, инструменты, поэтому мастерская скульптора была восстановлена достаточно хорошо.

Разглядывать, как выставлены ее произведения в естественных условиях, очень любопытно. Скульптура выглядит живой, уютной, а не законсервированной, музейной.




Заготовка деревянная.

Металлический каркас будущей статуэтки.



Круг для работы.


Мне нравится фактура старой древесины для подставок, очень тру.


Инструменты скульптора.

Емкость для мешания гипса.

Очень здорово подсмотреть вот эту "кухню".





Обои, конечно, не подлинные, но весьма делают настроение.




Обрамление для камина.

Этого дяденьку вы знаете.




Ну так вот, с этого понедельника, 11 сентября 2017 года, музей закрыт.

Но вы не волнуйтесь, не навсегда, а всего лишь на реконструкцию.
Вот по этому фото видно, что даже косметический ремонт экспозиции, действительно, нужен.

Надеюсь, глобально они не будут переделывать мастерскую, там так здорово и атмосферно.



Пресс-релиз Третьяковской галереи гласит:

С 11 сентября 2017 года на реконструкцию закрывается здание музея-мастерской Анны Семеновны Голубкиной, где размещается один из научных отделов Третьяковской галереи – отдел исследования творчества А.С. Голубкиной, постоянная экспозиция произведений скульптора и временные выставки.

Дом 12 по Большому Лёвшинскому переулку является объектом культурного наследия федерального значения, имеет долгую историю, в процессе которой он менял владельцев, горел, строился заново и вновь перестраивался.
Современный вид дом приобрел на рубеже XIX–XX веков, в период, когда им владели потомки сибирского купеческого рода, крупные московские меценаты и издатели братья Михаил и Сергей Сабашниковы. Тогда же появилась и двухэтажная каменная пристройка к главному дому, возведенная по проекту архитектора Якунина. По замыслу Сабашниковых, на втором этаже пристройки были созданы два просторных помещения с большими окнами, предназначенные для художественных мастерских. В таком виде в 1904 году дом перешел к потомственному дворянину В.С. Блюменталю.

В 1910 году Анна Семеновна Голубкина (1864–1927), первая в России профессиональная женщина-скульптор, ученица Огюста Родена, одна из ключевых фигур искусства Серебряного века арендовала у Блюменталя две мастерские с примыкающими к ним комнатами в каменной двухэтажной пристройке. В этом доме она жила и работала на протяжении семнадцати лет – до конца своей жизни.

Музей-мастерская Анны Голубкиной имеет сложную историю. После смерти А. С. Голубкиной, выполняя последнюю волю скульптора, родственники стали хлопотать о передаче ее произведений государству и организации на базе мастерской посвященного ей музея. Решение о создании музея было принято в 1932 году, и 21 мая 1934 года он открылся для публики. Однако в 1952 году музей был закрыт – на волне борьбы с «буржуазными» течениями в искусстве, коллекция расформирована.
Решение о возобновлении работы музея было принято в 1972 году, а открыт он был в 1976 году.

В 1986 году музей Анны Голубкиной вошел в состав Государственной Третьяковской галереи и получил статус научного отдела. В эти же годы удалось освободить для музея все здание, которое было отреставрировано в конце 1980-х годов. Однако по разным причинам (главным образом, экономическим) здание все равно до 2016 года не использовалось музеем целиком.



В настоящее время музей занимает половину дома в Большом Лёвшинском переулке. В музее хранится и экспонируется более 1200 экспонатов: более 250-ти скульптурных произведений Анны Голубкиной, ее живопись и графика, редкая коллекция камей, а также предметы мемориального фонда: письма, документы и фотографии скульптора, ее рабочие материалы и инструменты. Сегодня это единственная в Москве мемориальная скульптурная мастерская начала XX века. 

Необходимость реконструкции музея назрела давно. После повторного открытия  музея-мастерской Анны Голубкиной в 1972 году в нем не было капитального ремонта. Эксплуатация и ремонт здания, который является объектом культурного наследия, требует соблюдения многочисленных правил и требований. Мастерская, пристроенная к особняку в начале ХХ века, обветшала, оконные и дверные заполнения требуют реставрации. Постоянная экспозиция, состоящая из произведений Голубкиной, расположена в залах, облицованных белым пористым камнем. Такое решение было предложено в середине 1980-х годов. Известняковые панели за тридцать лет потемнели от пыли. Общее решение экспозиции морально и физически устарело. В связи с этим в последние годы музей готовился к полномасштабной реставрации и приспособлению всего дома к музейному использованию. В рамках разработанной и принятой в 2016 году Концепции развития Третьяковской галереи мемориальные пространства мастерской Анны Голубкиной должны стать основой обновленного музея-центра скульптуры.

Обновленный музей
После реконструкции здание в Большом Лёвшинском переулке станет современным музейным пространством, общая площадь которого увеличится более чем в два раза и составит 1000 кв.м. Будут отреставрированы мемориальные залы, во всех помещениях, где будет храниться и экспонироваться коллекция, появится специальный музейный климат, который позволит поддерживать необходимый температурно-влажностный режим. Экспозиционные площади увеличатся на 100 кв.м. Появится выставочный зал площадью 80 кв.м., который позволит проводить в музее полноценные сменные экспозиции. В музее будет внедрена развитая инфраструктура приема посетителей – кафе, сувенирная и книжная лавки; фондохранилище будет оборудовано по современным стандартам, появится лекционный зал, будет организовано пространство для художественных студий, а также обеспечен доступ в здание для людей с ограниченными возможностями.



В период проектных работ и реконструкции деятельность музея будет продолжаться. В течение ближайших месяцев коллекцию произведений Голубкиной перевезут и разместят в отведенных и приспособленных для нее помещениях Третьяковской галереи. После переезда сотрудники музея продолжат работу по подготовке экспозиции обновленного музея, по созданию каталога-резоне, который будет максимально полно отражать информацию  об известных на сегодняшний день произведениях Анны Голубкиной. Всего на данный момент собрана информация о более чем 800 произведениях, около 660 находятся в музейных коллекциях страны, а  Государственная Третьяковская галерея хранит более 40% известных произведений Анны Голубкиной. Работа и представление каталога-резоне в новом музее позволит ему стать центром по изучению творчества мастера.

Создание новой экспозиции потребует глубокого изучения мемориального фонда скульптора: писем, фотографий, воспоминаний, их расшифровки и оцифровки для дальнейшего использования в экспозиции. Будет разработана программа сменных выставок, образовательные и лекционные курсы.

Музей продолжит вести свою страницу в социальных сетях, готовить материалы для сайта Третьяковской галереи. Будет разработана программа виртуальных выставок. Музей Анны Голубкиной также получит свое виртуальное представительство на сайте-спутнике «Музеи по соседству», который был создан в этом году совместно со студентами Института медиа Высшей школы экономики и скоро начнет работать. На прошлой неделе на izi-travel появился аудио-гид по мастерской Анны Голубкиной, который позволит в течение всех лет реконструкции совершать виртуальные путешествия по музею. Самое главное – произведения скульптора можно видеть в постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

***
Ну, что же, пожелаем Третьяковке удачи.
Только верстаки старинные не выкидывайте!


А вот еще произведения Голубкиной.

Портрет Алексея Ремизова

Он же в дереве


Портрет Андрея Белого.
такой трогательный зайка у нее получился


А вот так он на выставке в Третьяковке смотрелся


Вячеслав Иванов


А.Н. Толстой очень классный, так характер передан

Лермонтов такой нежный, прямо влюбилась бы



Христос (для надгробия)

Дама



"Старая"
(в древнеегипетском стиле)



Портрет Брокара, знаменитого парфюмера


Обратите внимание, что она с легкостью в любых материалах работает - и дерево, и бронза, и гипс, и мрамор.


Портрет Владимира Эрна


"Земля"

"Нина"


"Старость"


(с) фотографии мои

Еще у меня по теме:

Tags: выставки, женщины-художники, скульптура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Верхний пост

    Дорогой читатель! Это блог шкодливого историка искусства по имени Шакко. Здесь много весьма черного юмора, картинок про телесный низ и неожиданных…

  • Если вам нравится меня читать, то вы можете

    угостить меня виртуальным пивом, а мне будет приятно получить материальную благодарность за мой интеллектуальный труд. Еще есть…

  • Угадайте, что за картина

    Жил-был мужчина, такой умный, что сдохнуть от зависти, лоб высокий, борода подстриженная, перстнями красивыми щелкал, так что поклонники…

  • Непонятные для нас картины

    Я все время повторяю, что полностью насладиться произведением искусства можно, лишь только если понимаешь, что именно нарисовано. На что мне из раза…

  • Минные тральщики. 1919

    Arthur Lismer. Еще одна красивая картина про Первую Мировую войну. Какое небо потрясающее.

  • Мощевик атеиста, или Про эксгумацию Эль Сида

    Испания -- неисчерпаемый источник сюжетов, связанных с телами. Недаром в их латиноамериканских колониях культ Смерти так хорошо зашел. Рассматриваем…

З А Г Р У З К А ... (страница в процессе загрузки)Читай ТОП блогов на мобильном!
Сегодня в ТОПе: tata_atata - Ну не суки?!

Получила зп. Уменьшили на 500 рублей. Без объявления и объяснений. И после этого власть надеется на поддержку правоохранительных органов?


  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Какая удивительная. Никогда не знала о ней, спасибо, что рассказали!

Screened comment

почему? это хорошо. Только лет через пять.

sagittario

1 week ago

Спасибо! и фотографии прекрасные).. напугали, правда, сначала.., но эт, видимо, для теста на реальных читателей, а не мотылькофф:)..
Вы умеете в журашлюхский заголовок. Я уже испугался.
за ноги тяну людей к прекрасному, за шкирку

antisemit_ru

1 week ago

shakko_kitsune

1 week ago

А зачем такой кипишной заголовок? Или вы по-нормальному не можете. Это был первый и последний раз, что я зашёл в ваш блог. Сразу в черный списсок.
Вы очень много потеряете. Правда!

leonidrus

1 week ago

sha_evichka

1 week ago

shakko_kitsune

1 week ago

sha_evichka

1 week ago

murskij

September 12 2017, 12:09:30 UTC 1 week ago Edited:  September 12 2017, 12:10:10 UTC

здорово! Спасибо. В смысле, работы - фантастические просто! А живопись по стенкам чья?
там разве есть живопись? вы про рельефы?

murskij

1 week ago

murskij

1 week ago

shakko_kitsune

1 week ago

murskij

1 week ago

shakko_kitsune

1 week ago

murskij

1 week ago

Спасибо за то, что показали...
А заготовка для будущей скульптуры, в современном мире, тоже уже самостоятельное произведение...
Да, заголовок тоже авансово расстроил.
Но всё хорошо, что хорошо:)
А Лермонтов просто бесподобен!
Благодарю! Потрясающие работы!
Так грустно было читать.... до слов "вы не волнуйтесь".
Спасибо, очень интересно!

moskovsk_bambuk

September 12 2017, 13:50:05 UTC 1 week ago Edited:  September 12 2017, 13:51:52 UTC

Налицо нецелевое использование особняка в центре города. По законам Российской Федерации и московской мэрии, это здание должно быть передано под офис Сбербанка или небольшую Пятерочку/Магнит/Дикси. Что скорее всего и произойдет после "реконструкции".
зря вы комментарий подредактировали.
в первом варианте, без последней фразы, шутка была смешная.

moskovsk_bambuk

1 week ago

apotapov777

1 week ago

shakko_kitsune

1 week ago

apotapov777

1 week ago

vik_kis

6 days ago

vik_kis

6 days ago

moskovsk_bambuk

6 days ago

Заголовком напугали. :)))
Один из моих любимых музеев почему-то там так хорошо. Надеюсь, что вот это вот непонятное, сумеют сохранить.
да, там реально есть вот это "нечто".

vik_kis

6 days ago

Вот, пожалуй оставлю это здесь:

"Борис Пономарев во многих отношениях импонировал академическим кругам. Его имя не было связано с репрессивным аппаратом сталинского режима. До разгона Сталиным Коминтерна он работал в его исполнительном комитете, а затем в ЦК КПСС руководил деятельностью по связям с зарубежными коммунистическими партиями. Брат Бориса Пономарева — Александр — был главным инженером ВВС. Мне приходилось неоднократно встречаться с Александром Пономаревым на Государственных комиссиях по пилотируемым космическим полетам, на технических совещаниях, куда Королев считал нужным привлекать не только Каманина, но и других руководителей ВВС. Братья Пономаревы были выходцами из Зарайска. Это давало мне повод подтрунивать над моей женой Катей: «У тебя есть земляк почти в самом Политбюро». «Почти» означало, что членом Политбюро Пономарев в то время не был.

Мои шутки имели некоторые основания.

Древний город Зарайск гордился Анной Семеновной Голубкиной — знаменитым русским скульптором. После смерти Анны Семеновны в 1927 году судьба скульптурного наследия во многом определилась хлопотами ее племянниц Веры и Кати.

Высокий партийный руководитель Пономарев помог семье Голубкиных в конце двадцатых годов выйти из опалы в связи с лишением брата Анны Семеновны избирательных прав. Всем несовершеннолетним родным племянникам бездетной Анны Семеновны после ее смерти постановлением президиума ВЦИКа были назначены персональные пенсии. Товарищ Пономарева по зарайскому комсомолу Сергей Горбунов в 1930 году стал директором крупнейшего авиационного завода № 22. На этот завод поступила на работу окончившая техникум авиационных спецслужб племянница Анны Семеновны — Катя Голубкина.

Все родные Анны Голубкиной подписали дарственную, согласно которой все ее произведения безвозмездно передавались государству. Родственники не претендовали на оставшиеся в зарайском доме или московской мастерской произведения. Двоюродные сестры Вера и Катя Голубкины потратили много сил, чтобы собрать и сохранить скульптуры и превратить мастерскую Анны Семеновны в Большом Левшинском переулке в мемориальный музей. Вера Голубкина стала директором этого музея. Во времена идеологических гонений на экспрессионистов, к которым причисляли Анну Голубкину, музей пытались закрыть, а наиболее ценные скульптуры растащить по запасникам Третьяковки и Русского музея. Вот здесь-то Вера Голубкина снова обратилась в ЦК к Борису Пономареву, взывая к его зарайскому патриотизму. Он действительно вмешался и помог сохранить богатейшее творческое наследие Анны Голубкиной.

Сейчас в Москве после реконструкции вновь открыт музей Голубкиной. Поклонники и ценители ее творчества не подозревают, что в свое время сохранению этого ценнейшего собрания произведений искусства способствовал секретарь ЦК КПСС Борис Пономарев.

...

Изучая атлас Венеры, я обнаружил кратер знаменитой русской женщины — скульптора Голубкиной — родной тетушки моей жены. Не знаю с чьей уж подачи, но недалеко от кратера «Голубкина» на карте Венеры появился кратер «Ахматова».

По решению Международного Союза Астронавтов всем географическим образованиям на поверхности Венеры присваивались только женские имена. Голубкина по случаю 120-летия и Ахматова в связи с 90-летием «получили» по кратеру в 1984 году."

(с) Борис Евсеевич Черток, "Ракеты и люди. Часть 3. Горячие дни холодной войны"
круто
До чего - при полной свободе - портреты точные. Белый просто ком со следами пальцев и инструментов, а похож удивительно на самые подробные снимки, только много живее (взгляд!)
По крайней мере в 70-х в Зарайске существовал музей Голубкиной - не знаю, может и по сей день существует. Музейная экспозиция состояла сплошь из ее скульптур. Помимо того музея, в зарайском краеведческом тоже было несколько скульптур Голубкиной. Собственно, Зарайск - родина Голубкиной. Я мало понимаю в скульптуре - Голубкина действительно гений? Это Ваше мнение или творчество ее получило общемировое признание? Может быть как-нибудь разложите по полочкам наиболее произведшую на Вас впечатление скульптуру? Типа, 10 причин, исходя из которых автор данной скульптуры гениален. Спасибо.
музей в Зарайске, слава богу, существует.

общероссийского признания ее как великого скульптора вам не достаточно? обязательно общемировое? у русских вообще с этим делом напряженка, она не того поколения, которых признавали.

10 причин-то я могу написать, но если при взгляде на эти многочисленные фотографии вы не почувствовали, чем ее работы замечательны, чисто на эмоциональном уровне, то мои слова будут потрачены впустую.

omini_omini

1 week ago

melchizedek2

1 week ago

shakko_kitsune

1 week ago

omini_omini

1 week ago

omini_omini

1 week ago

>Металлический каркас будущей статуэтки.
Он выглядит как инсталляция актуального искусства :-)
Где то, в верхней части откликов человек возмущался "хитростью" заголовка... Да и не он один.
Заголовки "обманки" меня тоже раздражают. Однако, это не тот случай.

Благодаря вашему посту, я вспомнил одного хорошего человека. Учителя из "художки"...
Он буквально фанател от Голубкиной...
Брутальный мужик, с огромными лапами. Сам акварель преподавал :)
ну музей же реально закрылся
и через сколько лет откроется, совершенно непонятно.

polar_bear_lk

1 week ago

Спасибо, интересные работы. Но такие объявления надо давать заранее. Помнится, мы как раз в последнюю неделю перед закрытием успели в Пергамон в Берлине.
Удивительные работы! Такие с характером.
Читала и думала, какие молодцы, что все в порядок приводят и музей улучшают, а комменты почитала и волнуюсь теперь, как бы реально особняк не слили. Будем надеяться на порядочность Третьяковки.
как бы реально особняк не слили
общая площадь увеличится более чем в два раза - уже крест можно поставить на старинном особняке.

shakko_kitsune

6 days ago

iozhichka

5 days ago

Ну гений, что тут
Замечательно! Значит в наше время происходят позитивные многообещающие сдвиги в музейном мире!
>Вчера в Москве закрылся Музей Анны Голубкиной

Фу такой быть! Напугали! Я прям расстроилась пока не дочитала до: "С 11 сентября 2017 года на реконструкцию закрывается здание музея-мастерской Анны Семеновны Голубкиной..."

>(в древнеегипетском стиле)

Белый у неё тоже прям вылетый Эхнатон :))))





Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 73-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
Из гипса не лепят, эта ёмкость для глины. За пост спасибо!
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →