seva_riga (seva_riga) wrote,
seva_riga
seva_riga

Вышиванка и её советская история





Меня всегда удивляло: почему на советских плакатах про «дружбу народов» под флагом РСФСР изображен человек в современном костюмчике и галстуке, а остальные представители «Союза нерушимого» — кто в чем: вышиванки, шаровары, кокошники, халаты, веночки-ленточки, поясные платки... Сплошная «этнография»...



Причем к реальной этнографии вся эта хрень отношение имеет весьма далекое. В какой-нибудь микроскопической Латвии народных костюмов — десятки, в каждой деревне — свои «вышиванки», свои кокошники, свои брошки-поясочки. И вовсе они не столь красивы и богаты, как рисовали советские плакаты.

Вообще говоря, музейный экспонат под названием «свадебный костюм зажиточной латышки 18-го века» — это редкое убожество из грубой дерюги с сыромятными тапками на веревочках. «Зажиточные» еще имели тапки, а остальные латышки гуляли всю жизнь босиком, даже на собственной свадьбе.

Мой латышский дед свои первые в жизни сапоги заполучил только в 19 лет, когда пошел добровольцем воевать в Первую мировую за русского Царя-батюшку. Получил на складе от унтер-офицера. Не вру — он сам мне это рассказал.

Причем латыши на фоне народов остальных «республик свободных» жили еще неплохо. Погуглите дореволюционные фотки, вы найдете много интересного. Например, у большинства западных украинцев национальный костюм выглядел так:





Не шибко лучше выглядели и национальные костюмы большинства обитателей Средней Азии, Кавказа... Впрочем, ладно. В те дремучие времена и наряды у американских ковбоев выглядели намного скромнее, чем их потом разрисовал Голливуд.


К чему я это? А к тому, что руководители СССР (от 1917 года до 1991-го — все!), на мой взгляд, совершили в национальной политике страны большую и непростительную ошибку.

Ее суть: усердное надрачивание «вышиванок» (халатов, веночков, кокошников, поясных платков, кинжалов). На советских плакатах это просто прет в глаза. Русский — в современном костюме, а остальные — из «музея этнографии». Из придуманного музея.

В реальности таких национальных костюмов никогда не существовало. Их сочинили и нарисовали уже в советское время. На советских же плакатах и в советских же фильмах-концертах-шоу. Целая отрасль работала — художники, модельеры, швейные фабрики, пиар-индустрия тех времен.

Будете смеяться, я лично на себе ощутил влияние советской «вышиваночной» индустрии. В розовом детстве я жил в городе Краснодаре. Мне сильно не повезло: я обладал звонким голосом (не прокуренным, как сейчас). Потому меня записали в школьный хор. И этот хор однажды выиграл на городском конкурсе...

В результате в один прекрасный день к нам пришли деловые тетки, сняли с нас мерку, и через месяц нас, несчастных школьников, переодели в «казацкие» костюмы — сапоги, суконные галифе с лампасами, косоворотки, фуражки. Только что коней нам не выдали.

Как сейчас помню: товар был первоклассный. Даже сапоги были сшиты из настоящей кожи (первые в моей жизни сапоги!). И в этой амуниции мы услаждали своим пением слух краснодарских партийных руководителей на всех торжественных мероприятиях... Ненавижу хоровое пение с тех пор...

Но суть в чем: нас, детей, одели во взрослые костюмы «зажиточных казаков» из лубочного фильма «Кубанские казаки». Учтем: лопоухие детеныши моего тогдашнего возраста даже в не бедных дореволюционных казацких семьях бегали в длинных холщовых рубахах. Им не то что сапогов, даже персональных штанов еще не полагалось...


В начале 90-х латыши неожиданно обрели независимость. Что поразило: они в массовом порядке начали шить себе национальные костюмы. Удивительное было зрелище: по улицам вдруг начали разгуливать тысячи людей, одетых по моде «зажиточных сельских латышей 18-го века». Причем не той моде, реальные образцы которой вывешены в Музее этнографии, а той, которую им в советское время придумали советские дизайнеры.

Беда-то в том, что советская идеологическая поп-культура сыграла с национальным самосознанием народов СССР злую шутку. Пропагандируя дружбу народов, она им внушила через «вышиваночную эстетику» ложное ощущение изначального самостоятельного процветания — тотальной «зажиточности» их народов.

Гляньте еще раз на советский плакат. Представитель России — в простом фабричном костюмчике. А все народности остальных 14 республик — в облачениях ручной работы от лучших национальных дизайнеров. Расшитые рубахи, халаты, пояса, головные уборы, серебряные, золотые украшения, бусы, мониста, кинжалы и прочая яркая бижутерия...

Визуальные образы — сильная штука. Дети, увидев кино про Рэмбо, мажутся зеленой акварелью и играют в суперменов: та-та-та-та — ты убит. И верят во всесилие зеленой акварели, если ею измазать рожицу.

Так же и у взрослых. Если в «семье братских народов» (на плакате, в кино, в концерте) твой представитель одет по жизни «зажиточным латышом», «зажиточным таджиком», «зажиточным молдаванином», то как-то забываются рассказы собственного деда, что первые в жизни штаны ему справили, когда из-под холщовой рубахи начали выглядывать его созревшие тестикулы. А про расшитый золотом халат, серебряный кинжал, хромовые сапожки он до смерти мечтать не мог.

И возникает иллюзия, что если как-то отпрыгнуть от этого русского парня в простом костюмчике с галстуком, то ты автоматом станешь «зажиточным» пацаном, как на плакате.

Латыши уже поняли, что надев «вышиванку» и «кокошник», они становятся похожи на зажиточных латышей с советского плаката. Но зажиточных — по меркам 18-го века. Украинцы — еще нет. У них сейчас период «вышиванок» в разгаре.

Советский плакат — сильная штука...

Источник

Tags: Государство ltd
Subscribe
З А Г Р У З К А ... (страница в процессе загрузки)Читай ТОП блогов на мобильном!
Сегодня в ТОПе: sapojnik - Зреет сенсация

Телеграм-каналы сегодня просто разбушевались: о том, что Путин не идет на выборы (и будет то ли Медведев, то ли Собянин , говорят как о почти уже решенном деле. А, ну и реформу госуправления заодно.


promo seva_riga april 9, 2016 20:26 90
Buy for 500 tokens
В продолжение материала Юли Бражниковой " Друг моего врага", в котором автор обозначила актуальную проблему управляемого роста русофобии в сопредельных с Россией государствах, предлагаю вашему вниманию собственный вариант контрповедения, отвечающий на вопрос "Что делать?".…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 105 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Единственно, с чем категорически не согласен - это описанием всего этого бардака как "ошибка". Нет! Выращивание национализмов за счет русского населения - это было продуманно, это было рассчитано, это проводилось поступательно и непрерывно все время после 1917 года и проводится вплоть до нынешнего времени.

Если это была бы ошибка, это было бы исправлено сразу, как человек, ответственный за ошибку уходил с поста на пенсию. А раз не исправлено... Это был план, который действовал и действует поступательно и неотвратимо.

Svetlana

May 26 2016, 21:26:37 UTC 1 year ago Edited:  May 26 2016, 21:45:38 UTC

Согласна. Все,что происходит само на эти мысли толкает.
И да, где евреи с их нац костюмами и пейсами?

kikzan

1 year ago

nyuta_summer

1 year ago

Ну, вот в Норвегии или ФРГ советского плаката (как и власти) не было, а они любят наряжаться в национальные костюмы. Особенно, конечно, по национальным праздникам.
Ключевое слово здесь "по праздникам". Великоукры в своих вЫшванках на работу ходят
(посмотреть хоть заседания той же Рады).
Я как-то писала, но еще раз напишу, что моя прабабушка прибалтийка. Кто по национальности именно, не знаю. Бабушка рассказывала, что родители ее , т.е.мой прапрадед и прапрабабка приехали и привезли с собой дочь из Прибалтики, Проще говоря мигрировали и явно куда посытнее , в центральную России, тогда в центральную часть имперской России. В дальнейшем моя прабабушка неплохо вышла замуж за моего прадедушку. Дом у него был дубовый, овцы стадо и пр.живность. Сам, до революции не знаю, а после председательсвовал. Правда в войну прямым попаданием дом тот разбомбило.
Брат прабабку, т.е.мой прадед, которому я прихожусь внучатой праплемяницей,держал лавочку сладостей и после революции. Бабушка моя, кстати, закончила школу, по тем меркам имела среднее образование 7 классов. Дед, если сравнить, 2 класса закончил, хотя его отец, мой прадед , священнослужитель. Да еще потом бабушка получила профессиональное образование портного. Шила мне, маленькой, платья. Ее дочь, моя мама, соответственно имеет высшее образование.
Я фотография моей прибалтийской прабабки , датируемая 1886 г., у меня стоит в рамке дома. Бабушнаказ я исполнила, храню, как память о предках.
в 18м веке вообще была кромешная нищета.
так что фокусировать внимание на прибалтике неверно - нищета в РИ была везде.

am_rodeland

1 year ago

Вспомнилась дореволюционная поговорка:
"Что есть у латыша- "Х", да душа".
В Прибалтике рулили немецкие национальные костюмы. А нищебродам их иметь не положено.

внимание!

подписываем петицию за применение смертной казни к чиновникам за коррупционные преступления

ССЫЛКА на петицию - откроется в новом окне/вкладке



Konst Sh

May 26 2016, 04:27:34 UTC 1 year ago Edited:  May 26 2016, 04:28:00 UTC

плакаты раскритиковали в пух и прах, а спросите себя - как надо было сделать, если надо нарисовать представителя каждой республики а лицом только азиаты выделяются? как правильно-то?
Ну примерно как меня на аватарке.

oldsparrow

May 26 2016, 04:30:41 UTC 1 year ago Edited:  May 26 2016, 04:31:37 UTC

Или все по другому и плакаты всего лишь реальное отражение культурной парадигмы.
Угадайте кто на этих плакатах носитель городской культуры урбанизированной), а кто носитель культуры деревенской (сельской, хуторской). См. далее типология культур. Ну или см. заседания верховной Рады Украини.
Не просто городской культуры, а символ цивилизации и прогресса вообще на мой взгляд. Это инженер или, если так угодно, демиург, национальность его не имеет значения. То есть вышиванки это, конечно, местами неплохо, но развиваться, а не просто петь "национальные" песни тоже необходимо.
А еще все они такие стройные и элегантные - прям с буржуазного подиума))
К слову говоря, вспомнилось как я рисовал в школе плакат на день 60-летия эсэсера с 15 представителями от всех республиканских конфессий)
А почему на плакате два мужика за руки держатся, скрытые комплексы художника?
Потому что в Советском Союзе секса не было.
А вы о чем подумали?

pennkoff

1 year ago

alek_gulin

1 year ago

Хорошо, что русского не в лаптях рисовали, и на том спасибо. )
Вот это рожи на фото!

Svetlana

May 26 2016, 21:29:10 UTC 1 year ago Edited:  May 26 2016, 21:41:56 UTC

Да! Сразу видно - це европейцы!
Русские - самый угнетённый народ среди "братьев".

Пьер Безухоff

May 26 2016, 05:40:18 UTC 1 year ago Edited:  May 26 2016, 05:44:28 UTC

>>>В реальности таких национальных костюмов никогда не существовало. Их сочинили и нарисовали уже в советское время.

БРЕД! Автор - долба..б.
Достаточно посмотреть дореволюционные фотографии российских и западных путешественников по России тех лет. Для примера автору нужно изучить фото Проскудина-Горского.
Конечно в повседневности не ходили в столь дорогих и расшитых костюмах, но на праздники...
Вот Россия:

Вот Узбекистон:
Прокудина-Горского, без "с" в первой части фамилии.
На второй фото, если не ошибаюсь, эмир, в любом случае не простой человек.

Пьер Безухоff

1 year ago

pennkoff

1 year ago

romascha

1 year ago

am_rodeland

1 year ago

wpiggy

1 year ago

Пьер Безухоff

1 year ago

wpiggy

1 year ago

tangopda

1 year ago

nedushechka

1 year ago

maypa_pa

1 year ago

Беседовал когда-то со старичком-фашистом, у которого снимал комнату в Германии. Все мальчики до середины ХХ века поголовно ходили в шортах. Первые настоящие штаны молодому человеку полагались только тогда, когда он уже переставал расти. И первый костюм был таким праздником, что впору вспоминать гоголевскую Шинель.
А в Баварии, когда снег и минс 5 по Цельсия он тоже в шортах ходил?

baibuga

1 year ago

Пьер Безухоff

1 year ago

govorilkin

1 year ago

Пьер Безухоff

1 year ago

govorilkin

1 year ago

dfs_76

1 year ago

Представитель России — в простом фабричном костюмчике. А все народности остальных 14 республик... отстали на пару веков в развитии :)))
Совершенно верно. Национальность, как институт, уже к середине прошлого века была смешным анахронизмом.

Anonymous

May 26 2016, 06:41:11 UTC 1 year ago

Действительно, очень меткое и тонкое наблюдение. Мощный плакатный эгрегор дополнительно создал у братской небратской ощущение условного комфорта и соревновательного экстаза в чванстве, псевдо-колониализме и остервенелом национализме. Пороть и не кормить, особенно элитки и князьков. Пряники...в очередь сукины дети, в очередь.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →