levik (levik) wrote,
levik
levik

Почему авиабилеты стоят чёрт знает сколько?!

Вас никогда не мучил этот вопрос? Цены на авиабилеты порой похожи на результаты генератора случайных чисел. За один и тот же рейс, за одно и то же место, разброс может быть громадным! Мы привыкли, что некоторые продукты имеют предсказуемую цену. Например все знают сколько стоит новый Айфон, камера ГоуПро, и так далее. Но с авиабилетами не так - прямо сейчас я думаю полететь в Швейцарию, и билеты стоят около $2,000, хотя совсем недавно были намного ближе $500. В чём тут дело? Чем руководствуются авиакомпании в процессе ценообразования?



Давайте разбираться.

Но сперва, представим себе ситуацию: Вася и Петя хотят попасть из Москвы в Питер. У их друга есть машина, и он готов отвезти их, если они покроют расходы на бензин: 100 рублей. При этом у Васи есть 90 рублей, а у Пети - 40. Как поступить друзьям? Вместе их денег более чем достаточно для того чтоб оплатить расходы, но ни один из них не может сделать этого самостоятельно. Более того, если цену бензина делить поровну, 50 на 50, то у Пети не хватит денег на свою долю.

В итоге наши друзья решают, что Вася заплатит 70 рублей, а Петя - 30. Таким образом у каждого останется немного денег для того, чтоб в Питере культурно отдохнуть. Решение неравно распределить бремя стоимости бензина оказалось выгодным для обоих друзей.

То же самое происходит с авиалиниями. Если бы они продавали все билеты по самой низкой цене, то терпели бы сильные убытки, а если брали бы со всех пассажиров выгодные суммы денег, то их самолёты летали бы полупустыми. Именно поэтому авиалинии навострились продавать разным пассажирам одни и те же билеты по разной цене.



Идея в теории проста - надо брать больше с тех клиентов, которые готовы больше заплатить, и меньше со всех остальных. Однако это не так просто сделать на практике. Ведь никто не признается добровольно, что готов переплачивать за авиабилет.

Поэтому авиакомпании используют разные стратегии чтобы отделять "богатеньких" клиентов от "бедненьких". Одним из главных критериев тут является вопрос - а не летит ли человек по работе. В таком случае именно работа оплатит билет, и пассажир не будет так сильно против того, чтобы переплатить.

Проще всего различение по классам - бизнес класс существует в первую очередь для тех, кто летает по рабочим делам. (К счастью, простые смертные тоже могут летать бизнесом!) Однако всем ясно, что классные раскладывающиеся сидения должны стоить больше, поэтому давайте лучше посмотрим на ценообразование эконома.



Как правило, авиакомпании выстраивают линейку тарифов на конкретную пару городов. Тариф может начинаться с очень ограниченного дешёвого, до полностью гибкого дорогого (часто в названии присутствует "Флекс"). Последние позволяют свободно изменять, и даже отменять билет - это как раз та свобода, которая нужна тем, кто летает по бизнесу. Однако самые дорогие тарифы в экономе дороже, чем самый дешёвый тариф бизнес-класса!

Фишка тут в том, что многие компании принципиально не разрешают сотрудникам покупать бизнес-класс для рабочих поездок, зато на эконом никаких ограничений не ставять. Авиалинии часто предлагают пассажирам с самыми дорогими эконом билетами автоматический апгрейд при наличии места в лучшем салоне. Выходит, сотрудник покупает за деньги компании билет, который номинально в экономе, но по цене бизнеса, и с хорошим шансом полететь в этом самом бизнесе! Выигрывают все, кроме работодателя.

К примеру у Дельты, с которой я знаком лучше всего, есть 14 (четырнадцать!) тарифов платного эконом класса. Вот они, от самых дорогих, до самых дешёвых: Y, B, M, S, H, Q, K, L, U, T, X, V, E! При этом тариф Y автоматически апгрейдится в бизнес, а тариф E даже не позволяет вам выбирать своё кресло! Кроме этого есть пять бизнес-тарифов, и четыре тарифа на первый класс. (И это несмотря на то, что у Дельты нет настоящего первого класса, как например у Сингапурских авиалиний или у Cathay Pacific!)



Тарифы как правило выстраиваются заранее, и цена на них не меняется. То, что мы видем как растущие цены на билеты обычно связано с исчезновением билетов по низким тарифам. Каждый из этих тарифов имеет свои ограничения, позволяющие авиалинии таргетировать определённые предложения. Многие из них как раз нацелены как раз на отделение туристов от тех, кто летит в командировку.

Самый простой способ отличить командировщиков - это ночь субботы. Те, кто едет на работу, часто летают в будни, не оставаясь в своём пункте назначения на выходные. Поэтому все самые дешёвые тарифы авиакомпаний требуют, чтоб пассажир провёл субботу "там".



Ещё один простой триггер - бронирование заранее. Деловые люди часто срываются в поездки в последнюю минуту, тогда как более экономные туристы планируют свои перелёты за пару месяцев. Человек, покупающий билеты за 60 дней до вылета вряд ли планирует командировку. Из-за этого, многие дешёвые тарифы выскакивают только на рейсы которые покупаются как минимум за 21 день.

Помимо деления на бизнесмен/турист, учитывается общая "платёжеспособность" маршрута. Она частенько не зависит от дистанции. Например, пассажиры на маршруте Нью Йорк - Москва готовы платить больше, чем те, что летают Нью Йорк - Питер. Именно поэтому, бывает, что Аэрофлот предлагает мне билеты в северную столицу с пересадкой в Шереметьево, и эти билеты всё равно дешевле, чем просто один перелёт до Москвы.

Авиалинии готовы экспериментировать и с другими показателями, которые порой, никакого отношения не имеют к тому, куда летит пассажир. Например помню, много лет назад, мой друг sdze обнаружил, что одни и те же билеты во время поиска в Internet Explorer выскакивают на $100 дешевле, чем если поиск делать через Firefox. Компания решила, что люди, которые ставят на компьютер неродной браузер, скорее всего более образованны, и лучше зарабатывают, нежели те, что пользуются встроенным в систему Эксплорером.

Разумеется, всё вышеперечисленное фильтруется через призму конкуренции - на популярных маршрутах авиалинии будут стараться приравнять свои цены друг к другу, а отсутствие конкурентов как правило ведёт к завышенным центам.

Так что в следующий раз, когда вы будете лететь куда-то, знайте, что рядом с вами в таком же эконом сидении, может сидеть человек, который заплатил в разы больше за свой билет. Но это не страшно. Работа ему всё вернёт.

Tags: trivia, авиа, бизнескласс
Subscribe

Posts from This Journal “авиа” Tag

З А Г Р У З К А ... (страница в процессе загрузки)Читай ТОП блогов на мобильном!
Октябрьский лес
Сегодня в ТОПе: vikussss - Октябрьский лес

Только что вернулись из леса. Чудесный солнечный тихий день, грех было бы эти не воспользоваться. Да и развеяться не помешало бы . Въехали на опушку с трудом - колею вдоль поля прилично размыло


  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 148 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Лёвика как злостного обманщика всяческих систем наконец поставили в блэк лист и грузят ему ценники по полной программе

Еще цены через айфон бывают дороже чем с десктопного клиента )
А если ещё и брать через агрегаторы, то вообще мрак :)

levik

4 months ago

aleks_visero

4 months ago

Лёвик всех вас продаст, купит и снова продаст!
...но дороже!
все верно написано..
для блондинок еще самые дорогие билеты..
поэтому некоторые красятся или голову покрывают, когда на Kayak заходят..
Так проще камеру изолентой заклеить!

olaff67

4 months ago

Я беру билеты на середину недели, зная, что по работе никто к концу недели никуда не летит. А про субботу вы мне открыли фишку - не знал.
Обычно брать во вторник-четверг билеты на вылет со среды по вторник - самое оно :)
интересно, как это соотносится с ЗоЗПП - не дискриминация ли это?
Не знаю, как в России, но обычно "дискриминация" может быть только по определённым признакам, типа рассы, национальности, пола или сексуальной ориентации.

Есть сайты, которые тупо не работают под некоторыми браузерами, это же не дискриминация. Тем более, что формально разным пассажирам продают разные продукты.

auto_stoper

3 months ago

aleks_visero

June 19 2017, 06:11:30 UTC 4 months ago Edited:  June 19 2017, 06:14:31 UTC

Ты не знаешь как работать в России.

1) Можно возить на рухляди. Чем дешевле самолёт и пилот-тем лучше! Главное, чтобы он взлетело и село. Всё остальное не имеет значения.

2) Можно занизить норму багажа, сдвинуть кресла вплотную, запретить ручную кладь больше бумажника. И назвать это гордо "Победа".

3) Можно вообще летать хрен знает как (задержка минимум на 5 минут, стандартно-от сорока до двух часов, привет "Уральские Авиалинии" !). Можно вообще не летать, и постоянно отменять большую часть рейсов ( привет, "Вим-Авиа!").

На этом фоне РЖД-почти лапочки, не смотря на то что постоянно пытаются прибить ЖД перевозки и никак не могут оптимизировать скорость движения-как график написан в 50-е, так и не менялся.

Лайф-хаки.

1) ВСЕГДА брать билеты на сайте авиакомпании. Обычно они и дешевле, и предполагают дополнительные возможности (например, платная отмена).

2) НИКОГДА не брать билеты через OneTwoTrip. Поддержка в России-это какой-то сисадминчик в подвале, качество работы ниже плинтуса, и вполне спокойно продают билеты на несуществующие рейсы.
Чем старше самолет, тем дороже его обслуживание, если что. И возраст самолета зачастую ни о чем не говорит.

1) ВСЕГДА брать билеты на сайте авиакомпании. Обычно они и дешевле, и предполагают дополнительные возможности (например, платная отмена). - Сомнительный лайфхак, через некоторые агрегаторы я не раз находила более выгодные тарифы, чем представленные непосредственно на сайте

aleks_visero

4 months ago

Deleted comment

broks_broks

4 months ago

quiet_simple

4 months ago

Deleted comment

poulsam

4 months ago

А еще бывают рождественские распродажи. Как то москва париж москва за 125е слетали.

levik

June 19 2017, 14:53:40 UTC 4 months ago Edited:  June 19 2017, 14:54:02 UTC

Рождественская распродажа - то же отделение бизнеса от туризма. Никто не поедет в командировку на рождество, поэтому можно "выкинуть" больше билетов с дешёвым туристическим тарифом.

Арсений Иванов

4 months ago

Интересно, авиакомпании используют методы мат. моделирования? Или так все, наобум?
Может даже анализируют и подсчитывают количество предзаходов с конкретных IP?

chjuge_lyn

4 months ago

С гугловцев тоже можно драть, они много получают.
Эй! Минуточку!
а я не раз замечал, что во вторник-среду-четверг самые дешёвые билеты. а в пятницу-субботу самые дорогие. видимо, зависит от направления
Сказано же - от тарифов. Иначе рушиться вся теория.

schlau123

4 months ago

in fiocci

4 months ago

А можно задачку изменить? :)
перелет Красноярск-Хабаровск стоит 25000(эконом), перелет Красноярск-Владивосток с посадкой в Хабаровске (тот же рейс, тот же самолет, тоже время, число, эконом) стоит 9000. перелет Красноярск-Хабаровск-Владивосток-Хабаровск (ну если хочется с багажом до Хабаровска все таки долететь, все условия сохранены даже самолет тот же) стоит 9500. Вопрос к авиаперевозчику "Вы там, что все О...ели?"
Сентябрь прошлого года Аэрофлотом летел :)
p.s. цены не совсем точные+- 1000р.

x899xx

June 19 2017, 07:16:09 UTC 4 months ago Edited:  June 19 2017, 07:39:42 UTC

Не надо свистеть, Аэрофлот летает только из Шарика (базовый аэропорт), исключение только рейс Казань-Франкфурт, пару раз в неделю вроде.

plymph

4 months ago

tukano

4 months ago

Денис Жинжиров

4 months ago

x899xx

4 months ago

chjuge_lyn

4 months ago

Денис Жинжиров

4 months ago

chjuge_lyn

4 months ago

levik

4 months ago

chjuge_lyn

4 months ago

Денис Жинжиров

4 months ago

sedan128

4 months ago

да надо по прописке делать. москва или МО то в 3 раза дороже. остальным цену в 3 раза ниже. и будет справедливо.

bomrus

June 19 2017, 07:37:45 UTC 4 months ago Edited:  June 19 2017, 07:38:50 UTC

Москва - регион донор. Надо нищукам из регионов дотации отменить - пусть дома сидят, экономику подымают, а не сверкают драным задом по заграницам.

Дмитрий

4 months ago

sunlands

4 months ago

okextra

4 months ago

old_pragmatic

4 months ago

Никаких генераторов наебалова нет, есть базовый тариф по зонам к нему плюсуются сборы и повышающие коэффициенты в зависимости от загрузки. Живой человек в ценообразовании не участвует.
а с какого например до таиланда из москвы (лететь дальще, доходы в москве выше) стоит зачастую в 2 раза ниже чем от нас?

x899xx

4 months ago

irbis__

4 months ago

x899xx

4 months ago

irbis__

4 months ago

Дмитрий

4 months ago

3462

4 months ago

Дмитрий

4 months ago

3462

4 months ago

Дмитрий

4 months ago

3462

4 months ago

Дмитрий

4 months ago

3462

4 months ago

Дмитрий

4 months ago

Дмитрий

4 months ago

3462

4 months ago

plymph

4 months ago

Дмитрий

4 months ago

plymph

4 months ago

Дмитрий

4 months ago

chjuge_lyn

4 months ago

Дмитрий

4 months ago

Все гораздо проще. Все билеты на данный рейс проданы, но все равно продаются но уже втридорога. Потом просто пассажира с более дешевым билетом попросят выйти. А если он не согласится, то его вынесут за руки и за ноги.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →