Константин Сонин (ksonin) wrote,
Константин Сонин
ksonin

Где тут кит и кто тут кот

В издательстве "Розовый жираф" вышла книга "От динозавтра до компота", в которой учёные разных специальностей отвечали на детские вопросы на все мыслимые темы. Я, как экономист, отвечал на вопрос "Сколько на свете денег?" Вот что я ответил. Надо было уложиться в 3000 символов и ответ рассчитан на детей. Хотя, как и во всяком научно-популярном материале, нужно было, чтобы он не противоречил современному научному пониманию предмета.

Этот вопрос почти бессмысленный, но, стараясь на него ответить, можно понять как устроена современная денежная система. Деньги - купюры, которые лежат в наших кошельках и на наших банковских счетах, не представляют ничего сами по себе. Их ценность состоит в том, что имея деньги в кошельке или на счету, на них можно что-то купить. Возможность купить что-то зависит от того, сколько других людей готовы что-то продать за ваши деньги. Это может показаться неожиданным, но это фундаментальное свойство современных денег: их ценность зависит от того, насколько много людей хочет эти деньги получить, чтобы в свою очередь потратить или положить на счёт в банке.

Правительство влияет на то, что происходит с деньгами, двумя основными способами. Во-первых, государственный орган, центральный банк решает сколько денег будет напечатано. (Экономисты по старинке используют слово «напечатано», хотя большая часть денег, которые выпускает центробанк, появляются на свет в виде электронных записей на счетах коммерческих, то есть обычных, нецентральных банков.) Во-вторых, и это не менее важно, правительство требует, чтобы налоги платились теми деньгами, которые выпускает центробанк. Именно это требование – важнейшая причина того, что людям нужны деньги этой конкретной страны. Однако деньги могут существовать и без всякого правительства – например, золотые деньги стоят столько, сколько стоит драгоценный металл, из которого они сделаны, а в каких-то случаях люди расплачиваются друг с другом «деньгами», выпущенными частным лицом или организацией.

На самом деле, даже на вопрос «сколько у Вас денег?» - не про страну, а про отдельного человека – ответить непросто. Если этот вопрос задаёт продавец цветочного киоска, то ответ один (он спрашивает, сколько денег у Вас в кошельке). Тот же вопрос, заданный продавцом автомобильного салона, означает другое (он спрашивает, сколько денег у Вас на банковском счету). Наконец, риэлтор, подыскивающий новую квартиру, имеет в виду третье (он спрашивает, сколько у Вас средств с учётом возможной продажи нынешней квартиры). То есть количество денег зависит от того как мы определим «деньги»: только наличные, наличные и деньги на банковских счетах или наличные плюс деньги на банковских счетах плюс имущество, которое можно продать.

Когда экономист говорит просто «деньги» - то, что влияет напрямую на цены – он имеет в виду «наличные плюс банковские счета». В июле 2016 года в России обращалось наличных денег – чуть больше 8 триллионов рублей. Вместе со средствами на счётах – чуть больше 36 триллионов. Сколько стоит все имущество в России посчитать очень сложно, но можно получить грубую оценку, посчитав стоимость всего, что было произведено, скажем за сто лет, учитывая, конечно, что произведённое в какой-то год стоит с каждым годом всё дешевле и дешевле. В прошлом, 2015 году было произведено всего-всего на 80 триллионов рублей; если правильно учесть то, насколько подешевело за время, прошедшее с его создания, имущество, произведённое в предыдущие годы, то получится, что все имущество «стоит» 400-800 триллионов рублей.
З А Г Р У З К А ... (страница в процессе загрузки)Читай ТОП блогов на мобильном!
Социальные лифты
Сегодня в ТОПе: fritzmorgen - Социальные лифты

Скажите, коллеги, а работают ли в современной России социальные лифты? Или у нас как в древней Индии — в какой касте родился, в той и будешь оставаться от рождения до самой могилы? Давайте проведём


  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 114 comments
Вспоминается анекдот о потерпевших кораблекрушение, когда один собирал кокосы, другой ловил рыбу, они этим обменивались по какому-то курсу, и тут они подняли сейф с кассой корабля. И тут же стали миллионерами.

ksonin

February 14 2017, 21:20:27 UTC 5 days ago Edited:  February 14 2017, 21:20:38 UTC

Что ж там, анекдот. Мы все стали такими миллионерами к 1994-ому году.

edroovna

5 days ago

ksonin

5 days ago

edroovna

5 days ago

edroovna

5 days ago

мне кажется, вы не на тот вопрос ответили.
Напишите свой вариант ответа. Я уверен, что если Ваш ответ (ограничение - 3000 символов) будет лучше, точнее и интереснее моего, то в следующее издание возьмут Ваш.

nikolka22

5 days ago

ksonin

5 days ago

nikolka22

5 days ago

ksonin

5 days ago

nikolka22

5 days ago

В вашем Тамбове этот вопрос обретает иной окрас, почему вам и кажется. Вы же простой продукт имеете, золота вам не нужно, можете любую цену ставить для внешних покупателей, хоть дециллиард дециллионов, всё равно для вашего оборота пара ржавых копеек достаточна.

nikolka22

5 days ago

edroovna

5 days ago

nikolka22

5 days ago

edroovna

5 days ago

Стоило бы потратить несколько символов на объяснение одного важного аспекта - что это не очень важно, сколько в мире денег. Если денег будет много - цены вырастут, мало - упадут. Денег всегда хватит, чтобы сделать все нужные кому-то сделки.
Мне кажется, первый абзац это объясняет.

А про "Денег всегда хватит, чтобы сделать все нужные кому-то сделки" я не согласен. В краткосрочном плане может быть плохое равновесие (см. http://www.pkarchive.org/theory/BabySittingCantAvoidRecessions.html). Ну даже если считать, что всё в долгосрочном равновесии, то будет правильно только если в "деньги" включать разные другие бумаги (см. "Векселя РАО ЕЭС").

edroovna

5 days ago

vvagr

5 days ago

ksonin

5 days ago

redreptiloid

February 14 2017, 23:02:54 UTC 5 days ago Edited:  February 14 2017, 23:17:54 UTC

это было бы верно, если бы деньги при каждом обороте у всех участников появлялись, а потом исчезали. и сделки были бы только реальные - товар против наличных. и, главное, никаких обязательств! цены сделок оговариваются в момент передачи товара и его оплаты и не разнесены во времени.

а так имеем такой замечательный механизм:
допустим вы печете булочки, я их покупаю, рынок нашел сбалансированную цену в 2 золотые монеты за булочку.
я работаю у ксонина, он мне платит 2 золота зарплаты.
ксонин поставляет вам муку для булочек и продает ее за 2 золота в пересчете на булочку.
мы заключаем контракт (контракт - священен! :) ) что я у вас покупаю булочку три года, соответственно я должен заплатить 72 золотые монеты.
у нас в экономике 2 золотые монеты обеспечивают оборот и сделки.
и тут 1 монета потерялась. что имеем в итоге:
ксонин не может мне платить 2 золота - у него только 1 монета. я не могу покупать у вас булочки по 2 золота. но у нас контракт! и я обязан покупать по 2. выхода нет - вы предъявляете претензию и я ухожу в банкротство и никаких булочек больше не покупаю. хотя ваша способность печь булочки и мой спрос на них никуда не делись. вы закрываете пекарню, покупателя то нет. в результате все участники рынка сидят и смотрят друг на друга, те у кого осталось золото его держат, пока цены не упадут в 2 раза. спрос есть, предложение есть, денег нет - сделок нет.
не, рынок потом найдет новый баланс, булочки будут стоить 1 золото, но это будет после того как бОльшая часть агентов разорится а потом откроет бизнесы по новой, но это будут уже разные агенты ))

vvagr

5 days ago

redreptiloid

5 days ago

vvagr

5 days ago

redreptiloid

5 days ago

vvagr

5 days ago

redreptiloid

4 days ago

3seemingmonkeys

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

3seemingmonkeys

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

Хммм...
Не ставя под сомнение сами цифры сомневаюсь в правильности подсчёта.
Ведь в "всего-всего произведено" входит и стоимость услуг, стоимость которых првращается в ноль в момент оказания, но в отчете по "грос доместик продукт" это стоит. Это типа вы почесали мне пятку за 100 тысяч, а я вам спину за ту же сумму. Произведено на свет "всего-всего" 200 тысяч. Но на самом деле - ноль. Поэтому, не "всего-всего", а, например, товаров только надо считать. Не так ли?
А если я Вам постриг, а Вы мне за это копченой рыбы дали? Услуги тоже надо считать - это такие же товары :)
Пока у вас вновь не возникла потребность в чесании спины, стоимость предыдущего чесания не нулевая
ответ на вопрос про деньги прост.
Денег мало, их всегда не хватает)

redreptiloid

February 14 2017, 22:36:09 UTC 5 days ago Edited:  February 14 2017, 22:41:04 UTC

или вы расскажете как мне, как физлицу, открыть счет непосредственно в ЦБ, что бы на счету лежали деньги, которые печатает ЦБ или... ваше объяснение ошибочное, даже для детей.

потому что те деньги, которые лежат на счетах в банках печатают комбанки а не ЦБ. а потом поддерживают их состояние в виде денег соблюдая ликвидность, ну а ЦБ печатает деньги когда помогает комбанкам ликвидность поддерживать через рефинансирование. т.е. ЦБ печатает наличные деньги и деньги только для банков, ну и вместе с рынком (приток средств от депозитов) "утверждает" напечатанные банками деньги.
и это не придирка к деталям а ключевые и очень важные основы современной денежной системы с кредитной эмиссией и просто ужасно что это мало кто понимает. потому что на главный вопрос - кто печатает деньги - снова и снова дается неверный ответ ((
Я не писал, что только правительство печатает деньги. Конечно, их "создают" коммерческие банки. Я написал про каналы, через которые правительство влияет на количество денег.

redreptiloid

4 days ago

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

3seemingmonkeys

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

если б комбанки печатали деньги, то не было банков банкротов. Как-то не клеится

redreptiloid

4 days ago

сколько банк может "напечатать", решает опять же ЦБ через резервирование и проч.
т.е. комбанки сами по себе по факту ничего не печатают, это им ЦБ делегирует оную функцию, причем в норме (не в Зимбабве, России и т.п.) совсем не бесконтрольно.

redreptiloid

4 days ago

reader59

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

reader59

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

Насколько мне известно, комбанки таки не печатают. Необходимое условие появления денег на счете - чтобы их туда кто-то принёс. ЦБ или клиент, например. Но клиент тоже денег не печатает.

redreptiloid

4 days ago

arhiloh

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

arhiloh

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

arhiloh

3 days ago

redreptiloid

3 days ago

vatopedia

4 days ago

arhiloh

3 days ago

kola111

February 15 2017, 00:54:23 UTC 5 days ago Edited:  February 15 2017, 02:01:36 UTC

ну что после такого ответа ребёнок скажет родителю?
В мире столько бабла, а у тебя на игушку не хватает? А у некоторых с детства засядеет мысль, надо брать банк.

Чтоб детишки не считали родителей лохами,
стоило на пальцах затронуть тему много и мало денег, когда это бывает.
это да, тема того, что деньги это вознаграждение за действия, полезные _другим_ людям совершенно не раскрыта ((

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

kola111

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

spammerbot

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

spammerbot

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

spammerbot

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

spammerbot

4 days ago

redreptiloid

4 days ago

Сколько стоит все имущество в России посчитать очень сложно, но можно получить грубую оценку, посчитав стоимость всего, что было произведено, скажем за сто лет,

А земля? Это же тоже имущество.
Надо бы это дать нормальному копирайтеру, чтобы он перевёл на человеческий и поставил с головы на ноги.

Также очень по-русски начинать ответ с "Какой идиот мог спросить такое?"
Надо было попробовать оценить совокупную денежную массу всех стран мира в долларах, сравнив ее с мировым ВВП и мировым богатством, это не только детям было бы интересно.
Сколько на свете профессоров экономики?

Этот вопрос почти бессмысленный, но, стараясь на него ответить, можно понять как устроено современное высшее экономическое образование. Профессора экономики - люди, которые лежат, стоят, сидят и ходят не представляют ничего сами по себе...
Корреляция между ростом мирового ВВП и количества профессоров экономики за последние 50 лет явно будет позитивной. Но не стагнирует ли рост ВВП одновременно с резким ростом количества профессоров экономики - this might be the question)
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 1-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.